Вадим Давыдов (gabblgob) wrote,
Вадим Давыдов
gabblgob

Немного о религиозной истории Кавказа.

Население Кавказского перешейка всегда жило своею особенною жизнью. Исследователи этой жизни сталкивались со многими проблемами. Быть может горы и долины располагают к недоверию чужакам. Быть может многие народы, населяющие Кавказ, с момента своего формирования натерпелись всякого, что память об этом осталась на подсознательном уровне.

Так или иначе, но изучать быт и нравы этих народов было не просто. Даже пресловутый закон гостеприимства там не всегда позволял путешественникам чувствовать себя в безопасности. Ведь за гостя отвечает хозяин лишь пока гость находится в зоне действия домашнего очага, который олицетворял древний культ предков.

Вошедший в дом как бы становился частью обряда, частью семьи. Он лишь тем и оправдывал доброе отношение к нему, что добавлял на момент своего присутствия в доме еще одно связующее с предками звено.

Когда же гость покидал дом, то становился обычным человеком, не членом рода,  а от того беззащитным. За него некому было мстить.

Такие обычаи были у всех народов. Разве что русские в языческие времена развили его обязанностью сопровождать гостей по всей территории страны, при этом кормили их и еще давали все необходимое в дорогу. Свидетельства этому есть в самом древнем юридическом документе – договоре о любви и мире Руси с Византией.

Так что путешественники, на Кавказе не должны были расслабляться от теплого приема в домах горцев, поскольку встретив бывшего гостя в горах его могли дружелюбные хозяева убить и ограбить. И в этом ничего предосудительного они не находили. Хорошо или плохо это, уж не нам судить. Я лишь говорю о трудностях исследования Кавказа.

Но этот закрытый и недоверчивый мир сохранил многое из того, что в других местах уже было стерто новейшим культурным слоем. И потому, на момент становления многих наук, именно там исследователи могли в живую увидеть многое из того, что уже нигде не могли увидеть. Конечно они могли давать не совсем верные оценки своим наблюдениям, но фактический материал был бесценен.

Мы ведь знаем, как подобные исследования влияют на историю и на прошедшую и на настоящую и на будущую. Потому мы должны быть благодарны тем самоотверженным людям, рисковавшим своею жизнью ради науки. Как бы еще многие не имеющие письменности народы сумели сохранить свои предания и легенды, свои обычаи и обряды.

К тому же сами жители исследуемых мест, не считая свою жизнь чем-то необычным, не ведут записей повседневных событий, а ведь именно такие описания и дают целостную картину жизни народа. Местные же летописцы записывают лишь нечто особенное, например, войну, стихийное бедствие.

Так вот, судя по тому что смогли запечатлеть путешественники, после языческого периода по всему Кавказу распространилось огнепоклонство. Следы которого остались практически повсеместно и в обычаях и в местах поклонений. Возможно они и сейчас есть, где под флером ислама, где христианства, которые и сами многое почерпнули из Авестийских религиозных воззрений.

Следующим повсеместным культом стало христианство, следы которого так же распространены повсеместно у всех народов Кавказа.

Ну и конечно магометанство, которое шло с двух сторон из Ирана и из Турции. Даже многие цари Грузии принимали ислам. Правда когда они хотели в Мцхете, духовном центре и древней столице построить минареты, то странным образом становились до того неловкими, что выпадали из окон своих дворцов.

Так что Кавказ представляет собой не только гремучую смесь разных племен, но и такую же смесь мировоззрений и обычаев. Наслоение который друг на друга с течением времени и сделали этот регион неким особенным местом на планете. Местом, где прикован Прометей, где погиб царь Кир, путь которому преградили обвалом, в результате которого явилась людям река Кура, названная так в честь Кира.

А ведь персы тогда шли на север, почему-то жители Кавказа в старину пропускали свободно лишь с севера на юг, но не наоборот.

Почему-то Мстислав Удалой, зарезав Редею, взял его людей, как своих и пошел с ними и с теми, кто остался от разгромленного им Хазарского каганата в Чернигов. И те и другие не были там чужими.

Почему-то еще Иван Грозный требовал вернуть черкесов назад в Рязанскую губернию, откуда они якобы ушли.

Мне думается, что ничто так не разделяет людей, как нынешние формы безумия, названные по какому-то злому умыслу религиями. Хотя это лишь невнятные построения на обломках древних концептуальных знаний о мироздании и мироустройстве.

Впрочем, о чем это я?



Tags: дикари и калеки, избранное, ислам, история, эпоха
Subscribe

  • О силе вещей

    Тихий уездный (даром что столица федеральной земли, маленькой, но очень гордой) Саарбрюккен — перевод названия города на русский мог бы стать…

  • *16*

    © Сиван Котовский © Сергей Копысский — иллюстрация Зима всё никак не хочет уходить. Цепляется синими пальцами, сыплет снегом, намораживает…

  • *14*

    © Сиван Котовский © Сергей Копысский (иллюстрации) Морок новогодья и связанные с ним затянутые выходные потихоньку отползает, и можно…

promo gabblgob april 28, 2014 10:07 112
Buy for 100 tokens
Автор: Вадим Давыдов Не мир, но меч Было бы ошибкой полагать, будто Путин не знает, что война нужна отнюдь не игрушечная, вроде пресловутой «малой грузинской», а самая настоящая, опустошительная, кровавая — война, а не манёвры. Далее...
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments