Вадим Давыдов (gabblgob) wrote,
Вадим Давыдов
gabblgob

Национальная идея: бабло и дубинка


Оригинал взят у f_f в Национальная идея: бабло и дубинка

Нехта “жанчына”піша:“А чаму вы лічыце, што ваш выбар, дзясяткаў тысяч, больш справядлівы, чым наш выбар, мільёнаў? Чым вы лепшыя за нас? Вы разумнейшыя, дурнейшыя, прыгажэйшыя, больш таленавітыя, пасьпяховыя, багацейшыя, бяднейшыя, сьціплейшыя, нахабнейшыя??? Паўсюль і заўсёды было так: большасьць дыктуе меншасьці. Меншасьць, вядома, у крыўдзе, яна не згаджаецца з большасьцю, пратэстуе. Але такі закон жыцьця”.

Паўсюль і заўсёды, шаноўная жанчына, ня большасьць дыктуе меншасьці (дыктуе дыктатар), а большасьць прыслухоўваецца да меншасьці – да тых самых пісьменьнікаў, чыя меншасьць заўсёды і паўсюль называецца маральнай большасьцю грамадзтва. Маральная большасьць захоўвае, умацоўвае і памнажае духоўныя каштоўнасьці, якія аб’ядноўваюць усю нацыю... Тыя, хто выходзіць на плошчы, яны зусім ня супраць большасьці, яны за тое, каб дзяржава паважала правы маральнае большасьці. Каб не было татальнае хлусьні дзяржаўных СМІ і цынізму чынавенства, каб нацыя аб’ядналася вакол нацыянальнае ідэі. Нацыю не аб’яднаюць ні скварка, бо стол замалы для цэлай нацыі, ні гурток вязаньня. Яе аб’яднае нацыянальная ідэя. Як гэта адбылося і адбываецца заўсёды і паўсюль у сьвеце.


Умиляет вот это "заўсёды і паўсюль", повторяемое, как заклинание. И, как во многих заклинаниях, в этом есть много веры, но мало правды. Потому как феномен "единой нации" - розовая мечта всех националистов, но, как и любую мечту, реализовать ее удается редко - если, конечно, не применять особо сильнодействующих средств вроде пули, петли и концлагеря, как в некоторых широко известных националистических диктатурах прошлого. Равно как нет и никакого "морального большинства" - есть просто отдельные люди, по тем или иным причинам пользующиеся авторитетом в обществе, но вряд ли их можно определить по профессиональному, возрастному, половому или еще какому-то признаку.

Да и национальная идея, если она не формируется постепенно, снизу, за счет чувства солидарности большого множества людей на основе разделяемых ими ценностей, а возникает как придуманная некими "передовыми" группами конструкция, в рамки которой начинают загонять "несознательное" население, - такая "национальная идея" столь же вредна и опасна, как и любая другая идеологическая дурь, которой "верхи" осчастливливают "низы".

Для пристойного общественного бытия в современном мире вряд ли требуется что-то еще, кроме соблюдения людьми и созданным ими государством закона, основанного на неотчуждаемых и всем хорошо известных правах граждан. И вот с этим-то на востоке Европы, в том числе и в Беларуси, видимо, изрядные проблемы. Тоже, кстати, вполне объяснимые: власть позволяет себе то, что позволяют ей граждане. Проблемы восточноевропейских обществ, хоть и в разной степени, - в том, что у очень многих людей нет никакого устоявшегося представления о том, что они вообще обладают какими-то правами по отношению к государству, а госслужба расценивается как возможность "хорошо пожить", а заодно и нагнать страх на окружающих. Власть - это бабло и дубинка, и вся общественная жизнь в таком случае сводится к борьбе за две эти непреходящие ценности, которые и составляют суть посткоммунистической "национальной идеи". И тот факт, что в одной стране с такой "национальной идеей" у власти находятся националисты, в другой - посткоммунисты, а в третьей - просто нахрапистые существа неопределенного идеологического окраса, по сути дела ни черта не меняет. (В Беларуси, возможно, это видно хуже лишь потому, что власть слишком давно не менялась).
Я по понятным причинам не очень люблю отца чехословацкой независимости профессора Масарика. Но его лозунг "Не бояться и не красть" (которому, к слову, его собственные сторонники следовали далеко не всегда), будучи чистой воды идеализмом, в то же время представляет собой единственную реалистическую программу нормального общественного бытия. Пока одни боятся, а другие крадут, никакие "национальные идеи" не помогут. А патриотов и среди воров и садистов при власти, a propos, предостаточно. "Всегда и везде", ага.
Tags: Белорусский дневник, избранное, мысли великих сходятся
Subscribe

  • О силе вещей

    Тихий уездный (даром что столица федеральной земли, маленькой, но очень гордой) Саарбрюккен — перевод названия города на русский мог бы стать…

  • *16*

    © Сиван Котовский © Сергей Копысский — иллюстрация Зима всё никак не хочет уходить. Цепляется синими пальцами, сыплет снегом, намораживает…

  • *14*

    © Сиван Котовский © Сергей Копысский (иллюстрации) Морок новогодья и связанные с ним затянутые выходные потихоньку отползает, и можно…

promo gabblgob april 28, 2014 10:07 112
Buy for 100 tokens
Автор: Вадим Давыдов Не мир, но меч Было бы ошибкой полагать, будто Путин не знает, что война нужна отнюдь не игрушечная, вроде пресловутой «малой грузинской», а самая настоящая, опустошительная, кровавая — война, а не манёвры. Далее...
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments