
Противники "империалистической интервенции" склонны видеть в Каддафи романтического и победоносного вождя народной революции, установившего в Ливии справедливые порядки. Доходы от продажи нефти делятся на всех, уровень жизни растет, народ обожает своего
Спору нет, есть страны, где распределение нефтяной ренты происходит в гораздо более уродливых формах (например - Нигерия, Россия), но, с другой стороны, для решения этого вопроса вовсе не обязательно устанавливать Джамахирию или какую-либо другую экзотически "суверенную" форму правления. Даже в ОАЭ с этим все гораздо обыкновеннее и, я бы сказал, приемлемее. Я уже не говорю про Норвегию с Австралией.
Кроме того, к фактам государственного терроризма с участием Каддафи невозможно относиться как к "революционной необходимости" или к "ошибкам прошлого". Со своим пресловутым шатром и дивной манерой преподносить себя миру выглядит он отнюдь не Фиделем Кастро и даже не Ясером Арафатом, а совершенно диким человеком, дорвавшимся в своей стране до абсолютной власти и не знающим никаких моральных ограничений. Популизм его, кстати, имеет характер не столько левый, сколько националистический. Каддафи любит порассуждать перед соотечественниками, что процветающая Джамахирия может позволить себе завозить белых и черных слуг из других стран (слышал от очевидцев неоднократно).
Последовательные апологеты на это отвечают - что же, пусть деспот и самодур, зато в стране нет нищих, голодных и воров (ну или почти нет). И проклятые империалисты если не уважают, то хотя бы побаиваются. (Типа, вот бы и нам так). А завистливая и жадная оппозиционная "знать", всякие там племенные вожди, - тут же все сдадут по компрадорским лекалам мировому капиталу. (Ну, как медвепуты, то есть.) Народ обнищает, бесплатная медицина накроется, ну и, разумеется, страшные исламисты тут же придут к власти.
Нет, ребята. Надо выходить из замкнутого круга стереотипных моделей. Можно жить по нормальным правилам и не быть сателлитом дяди Сэма. Можно справедливо распределять национальный продукт без суверенной экзотики, прикрывающей наглое и безудержное воровство. И не нужно создавать икону из людоеда всего лишь за то, что он делится со своей страной более щедро, чем это делают некоторые другие уроды.
Journal information